Каждый год, когда зима сменяется весной, российские велоклубы гордо объявляют «открытие велосезона». А когда, после осени, приближается зима, гордо объявляют «закрытие велосезона». Вот вчера никак нельзя было ездить, а сегодня наконец-то можно! От такого термина необходимо отказываться. Сейчас объясню почему.

winter_cycling_copenhagenize_design_company-58.jpg
фото: copenhagenize

Открытие и закрытие — это традиция, сложившаяся в результате того, что раньше передвигаться на велосипеде по городу было невозможно, особенно зимой. И велосипед использовался в основном для «покатушек» по паркам и тротуарам. А езда в зимнее время года для многих просто невозможна. Там же снег! И мороз! Сейчас ситуация не сильно изменилась, однако в ряде российских городов власти начинают понимать эффективность велосипеда в городе и организовывать хоть какую-то, но велоинфраструктуру. Открываются городские велопрокаты, рисуются велополосы и строятся велодорожки. Когда в городе есть развитая инфраструктура, то передвижение по городу возможно в любую погоду и в любое время года. Нужно всего лишь не давать водителям парковаться на велодорожках и чистить снег. Всё, люди сами сядут на велосипед и поедут, потому что это быстро, дешево и удобно. Однако этого  не будет происходить, если сами велосипедисты продолжат объявлять, что ездить на велосипеде можно только определенное количество месяцев в году. С таким подходом город не может стать безопасным, так как мы сами же говорим: да, мы ездим на велосипеде, но машины тут были всегда, а на дорогах опасно и вообще мы им мешаемся. Нет! Машины появились на улицах всего лишь век назад. До этого улицы города принадлежали только людям. Ходить по городу было безопасно, все передвигались пешком или на трамвае. Современное развитие технологий  позволяет строить скоростной трамвай, метро, электрички, поезда, троллейбусы в конце концов, и все они могут быстро и с комфортом доставить вас в любую точку города. А на короткие расстояния удобнее всего передвигаться на велосипеде. А пару километров можно вообще пройти пешком.

DS_shutterstock_244006489.jpg
Копенгаген. Фото: copenhagenize
87YKSYzYnTo.jpg
Москва

Ситуация с транспортом в Москве достигла масштабов раковой опухоли, когда в жилых кварталах ради автомобилей строят хорды и эстакады за такие деньги, на которые можно было еще 20 лет назад сделать лучший в мире общественный транспорт, велосипедную инфраструктуру и пешеходные связи по всему городу. Это ухудшает окружающую среду ради удобства одной группы людей, которая, к слову, составляет всего лишь 20% от всех перемещающихся, при этом занимает больше всех городского пространства и обходится городу дороже всего. И большая часть этих людей используют автомобиль от безысходности, потому что иначе передвигаться невозможно. Автомобильную инфраструктуру тоже можно было бы сделать удобную и эффективную, если бы вместо магистралей в городе строили плотную сеть городских улиц. Но при наличии самого развитого общественного транспорта, личное авто никому бы не понадобилось и проблема пробок просто не существовала бы.

razvyazka_sokol_b.jpg
Ленинградское шоссе.
razvyazka_sokol_b.jpg
Приоритеты
34535.jpg
Велопарковка в вагонах МЦК, велодорожка на Крымской набережной, велопарковки на улицах Москвы — результат того, что власти прислушиваются к запросам людей.

Всё, что сейчас пытаются делать некоторые российские города вроде Москвы, Питера, Казани или Альметьевска — это всего лишь первые шаги к велосипедизации, впереди еще очень тяжелый и долгий путь к современным и удобным городам, где люди могут поехать спокойно на работу и не умереть по пути. А пока что гибнут тысячами, и, вместо того, чтобы посмотреть на опыт удачных городов, наши власти вместе с ГИБДД только ухудшают ситуацию, озаборивая тротуары, строя подземные и надземные переходы, расширяя проезжую часть за счет тротуаров. И все потому, что люди не требуют удобных и безопасных улиц. А удобных и безопасных улиц не будет в том числе потому, что многие велоклубы сами же говорят: нам не нужна велоинфраструктура, нам и так хорошо.

Власти и журналисты смотрят на вас и то, что вы делаете, и видят, что велосипедисты устраивают закрытия и открытия, а значит велосипед — сезонный вид транспорта, а значит развивать велоинфраструктуру не надо. Потом в газетах и по телевизору сообщают: «Все достают велосипеды с балконов, в городе открывается велосезон». Это каждый год слушает вся страна, а всего лишь нужно, чтобы однажды все заявили: « Никаких больше велосезонов. На велосипеде можно и нужно ездить круглый год». Вот тогда власти нас услышат, тогда на повестке дня будет не закрытие велопроката, а оперативная чистка велосипедных дорожек. Чего стоит один зимний велопарад, который прошел в -27°. Общественность шокирована! Люди на улице в мороз на велосипеде!!! То есть стоишь на улице в мороз, и все такие: «А, ну все нормально,  ничего необычного». Садишься на велосипед и все в ужасе: «Госпади, да ты умрешь!» Оставьте открытие и закрытие велосезона внутри своего круга общения, если для вас это важно, если вы не готовы к таким резким переменам или если вам не удобно ездить зимой, но города нуждаются в безопасных улицах, а их не будет, пока мы сами каждый год будем акцентировать внимание на том, что велосипед нужен лишь для покатушек в парке в теплое время года.

Фото: Copenhagenize.com

Текст: Валерий Ларионов

Реклама

Сезон открытия сезонов: 6 комментариев

  1. Не знаю для кого как, но для меня кататься на велосипеде комфортно только при температуре выше +15. Когда холод, легко простудиться, дышишь часто холодным воздухом и потеешь. Я думаю для большинства так. Только единицы имеют специальную зимнюю экипировку.

    Нравится

    1. Где-то до -10 никакая специальная экипировка не нужна, если ехать не на скорость. Одеваешься как для пешего передвижения, но на несколько градусов прохладнее.

      Ниже — да, там уже нужно более серьёзно закрывать конечности.

      Нравится

  2. Согласен, велосипед зимой — это больше похоже на спорт, а не на здоровый способ каждодневного передвижения. Чтобы зимний велосипед стал образом жизни нужно строить крытые тёплые велодорожки.

    Нравится

  3. Зимой люди ездят (я в том числе), но их заметно меньше. Вот только я не понимаю почему понятие из ЖИЗНИ Велоклуба приплели к Велоинфраструктуре! Причины некатания зимой у всех кого я спросил никак не связаны с «открытие велосезона клубом», зато напрямую зависят от: холодно, дороги не убраны. Если вопрос с «холодно» это просто правильно одеться и попробовать обычно сводилось в личном опыте привлечения друзей к зимнему катанию. А вот когда по дороге ехать невозможно простому человеку и ребенку, тут уже работа нужна с администрацией, т.к. кататься массы будут когда есть условия, а не вопреки всему.
    Автор, прошу ответить — вы состоите в веллоклубе? Если да, то какие в уставе клуба цели прописаны, какие мероприятия в календаре стоят? Есть ли там что-то связанное с велоинфраструктурой?

    Нравится

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s